Четверг 06 Октябрь, 2011

Тора! Тора! Тора! 1970


Тора! Тора! Тора! 1970

Жанр фильма: приключения боевик драма военный история
Год выпуска: 1970
Режиссёры: Тосио Масуда Киндзи Фукасаку Ричард Флайшер
В ролях: Мартин Болсам Со Ямамура Джозеф Коттен Татсуя Михаши Э. Г. Маршалл


Список публикаций

Любимые актёры:
Эдуард Абалов (Абалян)
Эдуард Абалов (Абалян)
Родился 7 октября 1927 года. Армянский советский актёр и режиссёр. В 1959 году окончил режиссёрский факультет ВГИКа (1959, мастерская Сергея Юткевича). С 1958 года — режиссёр киностудии «Мосфильм», режиссёр тележурнала «Сатира и юмор» (1959). В 1976 году эмигрировал в Канаду. Ушёл из жизни в 1987 году.

Тора! Тора! Тора! 1970Если все люди братья, то почему так тревожно дует ветер и ходят волны? (с)
Так премьер-министр Коноэ в разговоре с адмиралом Ямамото процитировал Императора, который о своем отношении к предстоящей войне сказал поэмой. Думаю эта фраза наиболее точно отражает настроение фильма.

Да, сравнивать «Тора! Тора! Тора!» с «Перл Харбор» совершенно некорректно. Первый – даже не военная драма, а исторический фильм без примесей, художественная реконструкция событий. Второй – мелодрама на фоне войны, с упором в зрелищность жертвуя исторической достоверностью. Сразу закроем также и вопрос о спецэффектах. Дело в том, что фильм 1970-го года. В те времена, кстати, в США было много отличных экранизаций военно-исторической литературы, например «На западном фронте без перемен». С технической точки зрения «Тора!» снят с максимальным использованием возможностей того времени. В воздухе летают десятки настоящих самолетов, довольно удачно стилизованных под реальные японские, а американские истребители Curtiss P-40 – настоящие. В роли японского авианосца – противолодочный авианосец США Йорктаун (CV-10). Авария В-17 – настоящая, с использованием настоящего В-17. Ребятам, которые останутся недовольными постановкой батальных сцен скажу: если бы фильм снимался в 2000-х, он был бы точно «круче» «Перл Харбора». А вообще есть и панорамы с нагромождением кораблей, и обилие пиротехники.

С чем можно сравнить фильм на мой взгляд – так это с немецким «Сталинградом». Почему? Да хотя бы потому что это тоже исторический фильм об одном из самых знаковых событий ВМВ. На мой субъективный взгляд японо-американская сьемочная группа более четко поставила перед собой задачи и более удачно их реализовала, чем их немецкие коллеги. И вот почему.

1. В «Тора! Тора!» над японской стороной работала японская съемочная группа. Над американской – соответственно. Причем привлечены были вовсе не случайные люди или какие-нибудь американцы азиатского происхождения. О серьезности подхода говорит хотя бы тот факт, что японскую часть снимал, хоть и недолгий период, Акира Куросава. Военными консультантами были офицеры-ветераны с обеих сторон. Конечно же не требуется, чтобы «Сталинград» был российско-немецким проектом. Но немецкий режиссер не счел нужным не только пригласить русских актеров (не думаю, что в 93-м это дорого бы обошлось), но хотя бы взять русского помощника режиссера и военного консультанта из России.

2. Создатели «Тора! Тора! Тора!» отказались от внедрения в сюжет второстепенных «примесей», избавив себя таким образом от риска «стрелять из пушки по воробьям». Сосредоточившись на исторических фактах, они не стали пытаться придать фильму эмоционально-мелодраматическую окраску для привлечения большей аудитории зрителей. Здесь могут возразить, что немецкий фильм больше о личной драме простых людей, про «окопную правду». Вот поэтому, чтобы качественнее реализовать эти идеи, неплохо было бы последовать примеру американцев см. п.1.

В комментариях к фильму встречаются мнения что фильм затянут, нудно смотреть. Мне так не показалось. Зачем смотреть фильм только в ожидании «экшна»? Фильм отлично передает душную атмосферу надвигающейся бури. Сомнения американского командования. Неясные обтекаемые инструкции… Чем-то напоминает наше «на провокации не поддаваться». Что ж, по крайней мере американским военным не придется ответить головой за тонкости политики.

Воодушевление японских пилотов и моряков… Тревоги адмиралов… Ямамото был здравомыслящим образованным человеком. Таким он и показан в фильме. Кстати актер очень похож внешне на него. В фильме даже соблюдена такая тонкость, как отсутствие указательного и среднего пальцев на левой руке адмирала – привет от русских артиллеристов со времен Цусимы. Как главкому ВМФ сохранить баланс между патриотизмом и понятием о чести (кстати значительно европеизированным)? Единственный шанс на успех маленькой Японии с ее ограниченными ресурсами – внезапное нападение. Но как увязать это с дипломатическим объявлением войны? Что ж, Японии не впервой внезапно нападать. В 1904 г ночной минной атакой на внешний рейд Порт-Артура японцы наказали наших моряков за «русское» разгильдяйство. А затем неравный бой приняли «Варяг» и «Кореец» в нейтральном порту, «против правил». Тогда стране восходящего солнца удалось одолеть «колосса», подточенного изнутри многими болезнями.

Конечно же фильм отражает официальную точку зрения на те события. Но есть версии, что США нарочно создали соблазн атаковать их базу. Наверно это особенно стало актуально в контексте событий 11 сентября, которые сейчас бурно обрастают домыслами. Неясность многих событий дает поводы для таких размышлений. Например отсутствие на базе 3-х авианосцев и 2-х лучших линкоров, недоразумения с расшифрованными японскими инструкциями посольству и т. д. А ведь именно авианосцы были основной целью японцев и главным козырем в грядущей войне. Стоит отметить, что вступлению США в мировые войны предшествовали именно события резко всколыхнувшие пресловутое общественное мнение. В первую – потопление «Лузитании» немецкой субмариной, во вторую – «вероломное» нападение на «Перл Харбор».

Как бы там ни было, японцы не достигли своей атакой предельных результатов. Нетронутыми оказались запасы нефти, ремонтные доки и все подводные лодки. Для этого нужно было либо продолжать бомбардировки, либо отказаться от уничтожения линкоров. В первом случае появлялся риск потерять авианосцы от атак подводных лодок. Конечно японцам можно было ввести в бой еще и линкоры, чтобы полностью стереть базу с лица земли, но тогда почти не оставалось шансов незаметно подойти к Гавайям.

Ямамото принимал поздравления, но не был весел японский адмирал: «Боюсь, все что мы сделали – пробудили спящего гиганта и преисполнили его страшной решимостью»


Скачать фильм Тора! Тора! Тора! 1970






Ещё нет комментариев.

Оставить комментарий


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>